Как появилось метро, и кто его создал?
Содержание
Как появилось метро? – Метрополитен был создан с целью разгрузить улицы крупных городов от транспортной нагрузки и пассажирского потока. Сейчас любое движение пассажирских поездов вне улицы принято называть метро.
Если вы в мегаполисе, то самый удобный способ быстро добраться из одной части города в другую – воспользоваться метрополитеном. Этот вид общественного транспорта создан для решения важных задач – не опаздывать на встречи, экономить время, работать в центре города, а жить в спальном районе.
Подземный общественный транспорт перевозит пассажиров в 187 городах 59 стран мира. В 1863 году метро заработало в столице Великобритании. В Лондоне появилась подземная железная дорога, где вагоны возили паровозы, используя паровую тягу. Электропоезда появились позже – в 1980 году.
Система метрополитена в Лондоне считается самой старинной и одной из сложных. В лондонской подземке можно заблудиться и уехать в пригород. В системе метрополитена 270 станций, которые соединены сложными переходами.
Несмотря на габариты и масштаб пассажирской сети, в Лондоне поезда не отличаются пунктуальностью и часто опаздывают на 10-15 минут.
Где построили первое метро в мире?
Первые тоннели строили траншейным способом. Сначала делали ров: его глубина была не более 10 метров. На дно укладывали железнодорожные пути, а над ними возводили стены и крышу.
«Метрополитен рейлуэй» – строительная компания, которая стояла у истоков метро Лондона. В январе 1863 года британские пассажиры оценили новый вид пассажирского транспорта, который перевозил людей под землей. Линия насчитывала 7 станций, ее длина была не более 6 км.
Изначально поезда ходили на паровой тяге, топили их углем. Из-за плохой вентиляции в лондонском метрополитене было много дыма, многим пассажирам становилось плохо из-за нехватки воздуха.
Это не убавило популярности нового вида пассажирского транспорта. В средним за день в метрополитен Лондона спускалось 25-30 тысяч человек. За первый год работы подземные поезда перевезли 9,5 миллиона человек, а на следующий 1864 – 12 миллионов. В 1890 году метро Лондона модернизировали, паровую тягу заменили на экологичную – электрическую.
В Европе метро построили в 1896 году в Будапеште. Еще через 4 года возможности подземки оценили и жители Парижа. Именно здесь и вошло в обиход лаконичное слово – метро.
В Берлине метрополитен открыли в 1902 году. В годы войны его использовали, как огромное бомбоубежище. Современное германское метро представляет собой сложную систему станций и переходов, непосвященному туристу легко заблудиться.
В Италии метро построили только в 90-е годы.
В Соединенных Штатах Америки первым городом, где открыли метро, стал Бостон. В 1897 году улицы города резко опустели – практически, весь пассажиропоток спустился в подземку. Перемещаться на метро оказалось быстрей и удобней. Следом метрополитен построили в Нью-Йорке, Чикаго и Филадельфии. Метро Нью-Йорка считается самым большим в мире – здесь 468 станций.
В странах Азии метрополитен был построен чуть позже. В 1927 году в Токио открыли первые линии. Сейчас пассажиры называют этот метрополитен наиболее удобным по логистике, но загруженным по количеству пассажиров. Каждый год в подземку столицы Японии спускается более двух миллиардов человек. Здесь даже есть специальные помощники, которые утрамбовывают пассажиров в вагоны, сопровождая процесс криком «Банзай!»
В Китае подземный транспорт проектировали специалисты из СССР. Открыли метро в Пекине в 1965 году, но перемещались в нем только военные. И только через 11 лет после открытия пекинский метрополитен стал доступен для пассажиров.
В СССР метро открыли в 1935 году. Московское метро отличается от своих европейских аналогов интерьерами и декором. Переходы и вестибюли оформлены мрамором, бронзой, мозаикой.
Метро Беларуси было решено строить в 1977 году. В июне 1984 года в Минске открыли движение подземных поездов. Запуск метрополитена приурочили к 40-й годовщине освобождения Минска от немецких захватчиков. Первая линия состояла из 8 станций, протяженностью более 7,5 км.
Почему метро называется «метро»?
Метро – французского происхождения, в переводе обозначает подземную железную дорогу городского типа.
В Британии многие называют подземку «труба» или «underground».
По происхождению «метрополитен» и его короткая версия «метро» появились в Париже и имели нарицательное значение. Во Франции станции строила компания, в названии которой было слово «Метрополитен» — Compagnie du chemin de fer métropolitain de Paris.
Со временем слова «метро» и «метрополитен» стали использовать в разговоре, когда речь шла не о конкретной компании, а о подземной железной дороге. Так это слово закрепилось во французском языке, а после перешло в другие.
Как появилось метро и кто придумал метро?
Прототипом современного метрополитена был тоннель, который построили в Лондоне в 1843 году. Под Темзой по тоннелю перемещались гужевые повозки. Спроектировал и построил это инженерное сооружение француз Марк Брюнель. Позже в тоннеле проложили железнодорожные пути.
Разработчики планировали запустить под землей специальные паровозы без дыма. Инженер Фаулер для этого спроектировал локомотивы, которые должны были поднимать давление пара в котле, находясь в депо. А по выходу на линию, термоаккумуляторы и пароконденсаторы должны были обеспечить движение. Но идея оказалась провальной.
Для работы под землей предоставили 22 обычных паровоза. Вагоны для метро тоже не изготавливали. Перемещались пассажиры строго в соответствии с уровнем дохода.
В вагонах первого класса было сухо и тепло, пассажиры сидели на диванах, а для комфорта всем раздавали пледы. В третьем классе не было даже крыши: пассажиры сидели на скамейках, а к окончанию поездки многие покрывались копотью. И только в 1945 году все вагоны и условия проезда в метро стали одинаковые.
В 1846 году англичанин Чарльз Пирсон представил Королевской комиссии по делам столичных железных дорог проект метро, как вид пассажирского транспорта. Его идея легла в основу современного метрополитена.
А что сейчас?
Современные поезда в метро ездят по расписанию. Скорость движения метрополитена достигает 80 км/ч. Метро – это не только подземный транспорт, сейчас метрополитен перемещается и по поверхности, и на эстакадах.
Один состав умещает до 60 тысяч пассажиров в час в одном направлении.
Немного фактов: пассажиропоток метрополитена в мегаполисах
- Пекин — 10 млн. человек в день
- Москва — 9-10 млн. человек в день
- Токио — 9 млн. человек в день
- Париж — 4 млн. человек в день
- Лондон — 3-4 млн. человек в день
- Нью-Йорк — 3,5 млн. человек в день
- Берлин — 1 млн. человек в день
- Минск — 850 тыс. человек в день
Вы узнали что-то новое о метро? А знаете ли Вы насколько эффективна реклама и ее виды? Может быть стоит попробовать эффективную рекламу в метрополитене?